среда, 27 января 2010 г.

Джеза о куреве

Прошу простить за то, что задвинул блог на прошлой неделе, но чего-то как-то мозг потребовал отдыха. В общем, постараюсь наверстать. Хотя и не обещаю сильно.


В этот раз Кларксон решил пройтись по своей самой больной теме. Как известно, Джеза — курильщик, причем заядлый. Честно говоря, прочитав все это, я долго не мог нарадоваться тому факту, что меня все это больше не волнует. Потому что, черт побери, как же он прав!


Худшие вещи в запрете курения



Джереми Кларксон

The Sunday Times

24 января 2010 года


Как мы знаем, повсеместный запрет на курение в публичных местах, и ничтожность положения, в которое попадает человек, желающий выкурить сигарету и вынужденный поэтому топтаться снаружи, словно нашкодивший пес, заставили сдаться уже почти всех. И это запустило цепную реакцию в обществе.


В нестоль уж и далеком прошлом запрет на курение в чьем-то доме выглядел так же дико, как запрет на пользование туалетом. Сейчас же большинство моих знакомых исповедуют политику свежего воздуха, и даже если вам разрешают закурить, обязательно превращают поиски чего-либо, что можно было бы использовать в качестве пепельницы, в настоящее шоу с песнями и плясками.


И хуже того, даже если вам разрешат закурить, вы все равно будете чувствуете себя так, будто делаете что-то неуместное. Потому что делать это вы будете в одиночку. Закурив на вечеринке, вы будете чувствовать себя, словно принялись мастурбировать прямо посреди праздника.


Я знаю чувака, у которого есть электрическая сигарета. Если ею затянуться, она выдает порцию никотина, а наконечник начинает светиться красным. Это так же похоже на реальную вещь, как надувная баба на Скарлетт Йохансон, и тем не менее он всегда приносит ее на тусовки и размахивает ей так, чтобы она выглядела реалистично, давая другим курильщикам понять, что если они закурят, они не будут первыми.


Нынче курение стало чем-то вроде масонства или гомосексуализма. У нас есть специальные секретные знаки, наш эквивалент забавных рукопожатий или гей-радара (способность гомосексуалистов определять "своих" среди других людей, прим, переводч.). Мы используем уловки и поклоны с подмигиванием, чтобы установить связь с другими курильщиками. Мы принуждаем друг друга закурить первыми, чтобы посмотреть на реакцию окружающих, а затем одиноко топчемся вокруг пепельницы, ободряя себя мыслью о незримом присутствии таких же как ты.


В результате всего этого я начал ненавидеть вечеринки. По дороге туда я так боюсь, что мне не разрешат курить, что начинаю смолить, как сумасшедший, пытаясь превратить себя в хранилище никотина, будто это поможет мне продержать весь вечер. Но нет. Хранить в себе никотин впрок, тоже самое, что пытаться выспаться на будущее.


В любом случае, после первого стакана вина вы будете вынуждены спросить, не будет ли кто возражать, если вы закурите, а это требует такой же смелости и нахальства, как если бы вы попросили не сигарету, а девушку. Вы боитесь, что ответом будет — нет, и вовсе не потому что вам придется идти на улицу (к этому вы уже привыкли), а потому что вы — англичанин и не хотите поставить хозяина в неловкое положение.


Однако ответ "ну если вы не можете, то курите" будет для вас еще страшнее, потому что после этого под всеобщее пыхтение, сопение и неодобрение хозяйка удаляется, чтобы в поисках пепельницы перевернуть вверх ногами весь дом вплоть до свадебных подарков. А когда она возвращается с ней и вы закуриваете, присутствующие одаривают вас такими взглядами, что вы, съежившись до пальцев ног, с сердцем на грани инфаркта, начинаете молиться о том, чтобы хоть кто-нибудь закурил рядом.


А дальше, курильщики всего мира, идет главная фишка. Все закуривают. Если вы начнете курить на вечеринке, я гарантирую, в течение пяти минут все остальные закурят тоже. И что хуже всего (даже хуже, чем курить на улице), все они будут курить ваши сигареты.


Со времен запрета курения еще никто не бросил курить по-настоящему. Все просто бросили покупать сигареты, и это самая раздражающая вещь во всей истории человечества.


И тут я должен дать понять однозначно, что я не скупой человек. Через секунду после того как я увидел эти душераздирающие фотографии братских захоронений на Гаити, я стоял с телефоном в руке, предлагая деньги, вещи, и даже своих детей, если только они понадобятся благотворительным организациям. Это естественно. Потому что мой черный день, ради которого я копил и экономил, вряд ли будет таким же страшным, как черный день этих несчастных душ на Карибах.


Я мог бы отдать свою почку и пинту крови. Но последнюю сигарету? Нет. Боюсь, что нет.


В прошлые выходные я взял туго набитую, непочатую пачку двадцати сигарет и направился в дом своего друга, куда был приглашен пострелять. И в течении завтрака один из парней спросил: "а можно и мне одну?"


Естественно это побудило его жену попросить тоже, после чего прорвало всех остальных. Короче, к моменту, когда мы натянули ботинки, сигарет было уже только десять. А этого было недостаточно. Когда у курильщика в кармане только десять сигарет, а вокруг нет ни одного магазина, это становится реальной всепоглощающей проблемой. Вы делаете кучу вычислений. Когда вы попадете в магазин? Сколько часов пройдет до этого момента? А когда приходите к выводу, что можете себе позволить только одну сигарету в сорок минут, орды халявщиков являются снова: "У вас кажись были сигареты, не так ли?" И вот их осталось всего пять.


Чего никак не могут понять халавщики, так это то, что реальные курильщики курят не ради забавы. Это — препарат. Мы нуждаемся в этом. Пустая пачка не является неудобством, это вопрос жизни и смерти. Буквально. Так же как наркоман может напасть на старушку ради следующей дозы, курильщик даже в полночь встанет из-за стола, и даже будучи мертвецки пьяным, поедет на заправку, чтобы пополнить необходимый запас.


Чтобы избежать подобных проблем, на вечеринки я беру не менее четырех пачек. Но даже этого недостаточно. В канун Нового Года ко мне на ужин пришло 50 человек. И никто из них не был курильщиком. Что, впрочем, не помешало им уговорить коробку в двести сигарет! Да лучше бы они изрезали мою мебель!


Запрет на курение оказал губительное воздействие не только на пабы и клубы, которые закрываются теперь с частотой по одному каждые четыре часа, он повлиял на все общество, наполнив его горечью разобщения.


Насколько я понимаю, тут есть только два решения. Либо правительство должно признать, что без налоговых поступлений от продажи сигарет у нас накроется вся система здравоохранения, либо сделать правила игры одинаковыми для всех, и запретить курение полностью.


Очевидно, второй вариант прямо сейчас рассматривается в Финляндии. Хотя, мы не можем полагаться на их результат слишком сильно, потому что, когда скандинавов вынуждают покончить с сигаретами, они тут же переходят к своему второму любимому развлечению: самоубийствам.


оригинальный текст


11 комментариев:

Сталевар комментирует...

Признаться, сам не курю, но пропитался проблемой полностью, Кларксон все четко объяснил, я уже подумываю разрешать курить друзьям у себя дома. Настоящим Друзьям)
Алекс, спасибо за отличный перевод.

Alex_K комментирует...

За перевод — пожалуйста.
Да уж, тема курения раскрыта полностью. Я сам курил и бросил, когда побывал прошлой весной в командировке в Германии. В Европе, если ты куришь, ты реально прокаженные человек. У курения нет причин, кроме мнимого удовольствия. Я сидел с друзьями в кабачке, все пили пиво, кофе, а я, как идиот, бегал каждые полчаса на улицу, к заплеванной пепельнице, чтобы покурить... Что думаю за кайф такой? Нафига это нужно?! Они там убрали главную причину курения — удовольствие. Осталась только физическая потребность, которая всегда находится рядом с вонючей пепельницей. А с этим удовольствием расстаться уже куда проще.
А так... Блин, как он умеет выдернуть суть! Я тоже брал на тусовки минимум две пачки (чистая правда), и еще одну всегда оставлял в машине. Потому что иначе будешь тоже бегать и стрелять как недотепа... Знает старик тему, знает!... :)

Анонимный комментирует...

М-да...

А я-то думал Вам Аллен Карр помог бросить =)

Ну, а на самом деле - проблему всковырнули действительно мастерски.

А вот мои постулаты:
1. Не смотря на то, что в иной день засаживал по 2 пачки, а то и более, да и сейчас опусташаю за день около одной... не смотря на это меня бесят прокуренные маршрутки, раздражают только что покурившие люди (если я сам не курил более 20 минут - начинаю ощущать запах), а потому: уважаемый Сталевар - не разрешайте курить даже самым разНастоящим Друзьям!
2. Курево зло, но даже вид плевательницы не затмевает очарования этого зла. ИМХО.
3. Стреляльщики? Две-три сигареты в порядке вещей, а дальше - это уже хамство...

4. И ПУСТЬ ПОБЕДИТ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ!!!

Орга ученик.

Alex_K комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Alex_K комментирует...

Щас еще раз, с первого раза что-то не заладилось... :)

Ален Карр — это отличный метод. А мотивацией бросить было: Надоело писать против ветра, утешая себя мыслью, что ты писаешь исключительно против ветра просто потому, что однажды решил стать писающим против ветра и теперь писать против ветра это вроде бы твой образ жизни, и ты ходишь и думаешь: "Что ж я теперь должен, единственное утешение в жизни бросить? Да, я писаю против ветра, так я живу... И буду жить".
Когда я понял, насколько это глупо, просто не смог больше курить. И до сих пор не могу. :)

Серьезно.

Я с Джезой не согласен лишь в том, что курение — это медицинская проблема. Весь никотин из человека выходит за месяц. На этом все медицинские проблемы кончаются. Начинаются психологические: Я больше не писающий против ветра?... Так кто же я? Страшно... И смешно :)

Cody комментирует...

Кстати, тоже пока Карра не прочитал, думал что вся проблема в организме. Ан нет, в психике ковыряться надо, в психике.

Gurman_PU комментирует...

Курение впрок, поиск пепельницы, нервное постукивание пальцев по столу - всё это чистая правда!
Электронную сигарету вчера только по телевизору бичевали...
А не курящие друзья? Наверное при них всё таки лучше не курить. Хотя у меня получается не всегда.

Vlad Tsurule комментирует...

Cильно.

Анонимный комментирует...

Респект автору и толмачу! Кстати, я тоже толмач, тоже фанат Кларксона, так что если нужна помощь в переводах - стучи в асю 338984961

Alex_K комментирует...

OK

Анонимный комментирует...

Курю трубку. Во-первых, пары трубок в день - выше крыши, а во-вторых стрелять у меня табака на козью ногу как-то стесняются. Ж8-)))

Нет, сигареты (сигариллы) есть, но иногда просят ими подымить для аромата. Но второй раз и их не стреляют. Людям, выросшим на всяких ультралайтах они не в дугу.