вторник, 12 января 2010 г.

Джереми Кларксон о мюзикле Мама Мия!

Мама Мия! Вот это засада!

The Sunday Times
10 января, 2010
Джереми Кларксон

Это успешный, очаровательный, блестящий мюзикл — если у вас есть грудь и пристрастие к шведской попсе

Моя младшая дочь была непреклонна. В качестве сладкого на свой день рождения она требовала сценическую версию "Мама Мия!" Другими словами, она хотела, чтобы я провез ее 70 миль до Лондона. Нашел место для парковки. Отведал жуткий обед из детского меню. А после этого она хотела пойти на спектакль, в котором люди заливаются песнями без всякой на то причины.

Я не люблю мюзиклы в индустриальном масштабе. Sound of Music мог быть неплохим фильмом, если бы не был испорчен двадцатиминутной песней бегающей по склону горы Джули Эндрюс: хорошо смазанный автомат Шмайссер запросто сократил бы эту сцену до пяти минут.

С мюзиклами все еще хуже. Беда в том, что в театре вы находитесь вместе с актерами и ваши хорошие манеры не позволяют вам тупо заснуть. Ну, точнее, позволяют, что я собственно и сделал на "Мисс Сайгон", но ваше погружение в страну грез по-любому будет недолгим: ровно до тех пор, пока кто-нибудь из актеров не решит, что текущую мысль лучше выразить песней.

На мой взгляд, мир был бы лучше, если бы господ Гилберта и Салливана закрыли в тюрьму в нежном детском возрасте. Равно как и если бы Эндрю Ллойд Уэббер — которого я в принципе люблю просто, как чувака — родился глухим.

Но нет ничего, что Гилберт, Ллойд Уэббер, Роджерс, Райс, Салливан или Гаммерштейн могли бы поставить рядом с безжалостно резким и ненавистным "Мама Мия!".

В отличие от всех остальных, оснащенных мошонкой, я уже имел счастье видеть киноверсию этого шедевра, и, как результат, перспектива увидеть все это еще и вживую меня реально испугала. Я не преувеличиваю. Я чувствовал себя, как если бы мой доктор только что сказал, тебе пи...ц, чувак: сковывающий дыхание ужас, слабость и страх.

"Почему бы вместо этого нам не покататься на коньках?" — спросила я свою сияющую дочку голосом человека, поднимающегося на эшафот и молящего о замене наказания. "А может быть лазерный квест*? Тебе же нравится лазеный квест!"

Но это не прокатило: "Нет, папа, это тебе нравится лазерный квест".

И тут меня понесло. Почему бы нам не покататься на лыжах? Почему бы нам не провести месяц на Карибах, где было бы столько молочных коктейлей, сколько захочешь? Может быть машину? Или носорога — ты же любишь животных? Собственные Военно Воздушные Силы? Что-нибудь? Что-нибудь! Только не "Мама Мия!" Я медленно опускался на колени. Я умолял. Я хныкал. Я просил. Но все было тщетно. Она хотела видеть, как люди заливаются песнями без всякой на то причины.

Часто, если вы боитесь чего-то до такой степени, оно никогда не идет так плохо, как вы думаете. Чтобы подготовить себя, я представлял, как поеду в Лондон, найду место для парковки, отведаю ужасный обед из детского меню, а затем возглавлю поход в театр с энтузиазмом идущей на бойню коровы.

Однако, меня ждал сюрприз. На деле это оказалось действительно так плохо, как я представлял. И даже немного хуже.

В сюжете я не вижу вообще никакого смысла. Некая женщина во времена своего запутанного наркотиками прошлого переспала с тремя мужиками, а теперь ее дочь решила выяснить, кто же из них является ее папашей. Ради любви и избавления нас от страданий ей нужно было просто сделать тест ДНК на отцовство. Но нет. Она приглашает всех троих на вечеринку в бордель ее мамаши на земле Ширли Валентайн и ... Вообще-то я не собираюсь рассказывать все до самого конца, потому что, когда прогремел финальный аккорд, я был в такси.

Там не было реактивных истребителей. Марк Уолберг не отстрелил никому руку с расстояния в тысячу ярдов. Никого не оставили в пустыне Атакама с одной только банкой моторного масла. Так что, это произведение адресовано исключительно женщинам.

И это сработало. Там их были тысячи, затекших во время длинной автобусной поездки из Уэйкфилда и решивших вернуть кровообращение в свои дряблые крылья, размахивая ими в такт музыке.

А еще, я не архитектор, но я знаю, что строй солдат, идя по мосту, всегда ломает шаг, ведь ритмичные удары могут его разрушить. Поэтому я так волновался, что непрерывные подпрыгивания в конце концов обрушат балкон театра. Однако, через некоторое время я понял, что Abba написала весьма неплохую коллекцию популярных песен, вообще никак не связанных друг с другом.

Пытаться совместить их в одну историю, то же самое, что пытаться соединить все продукты из холодильника в одно блюдо. Два-три ингредиента могут подойти, но затем хрустящие шоколадные хлопья обязательно все испортят. В конечном счете вы заканчиваете с текстом типа: "Хм... Так вот на что было похоже Ватерлоо. Скажи мне. У тебя когда-нибудь была мечта?" И через колбасный коктейль с бланманже вы переходите к I Have a Dream (песня Abba, прим. переводч.) Это так же смешно, как пытаться соединить все колонки, которые я пишу, в книгу. Упс... Я хотел сказать в роман...

К середине первого акта я решил обойтись без хороших манер и собрался поспать, но огромная северная тетка в соседнем кресле сделала все, чтобы этого не случилось: она била меня своим варикозным бедром в такт Voulez-Vous.

Во втором акте я поэкспериментировал с идеей о том, что человек силой собственной воли может потерять сознание. Однако, оказалось, что достичь необходимого уровня концентрации невозможно, если спинка переднего сидения отбивает четверти по твоим коленям. Таким образом мне не осталось ничего, кроме простой, наивной надежды, что театр Принца Уэльского в конце концов просто рухнет.

Я даже отправил SMS-ку человеку, который эксплуатирует это здание, чтобы узнать у него, возможно ли такое? Но он ответил, что в ходе последней реконструкции здание было усилено именно так, чтобы выдерживать аншлаги прыгающих толстяков. Так что, в третьем акте, поняв, что утрата сознания невозможно ни через сон, ни через смерть, я просто отдал ключи от машины жене и уехал.

Однако, вот, что забавно. Могу сказать, что "Мама Мия!" — наиболее успешный, обаятельный и блестящий спектакль из всех, идущих в данный момент в Великобритании. От части, потому что это действительно так, если у вас есть грудь и нежная любовь к шведской попсе. Но главным образом, потому что меня так и распирает написать на него рецензию. Правда я не уверен, что вердикт "ненавижу" будет способствовать его продвижению.

* лазерный квест — лазертаг, лазерный пейнтбол (еще известный как квазар), проводимый чаще всего в помещении.

3 комментария:

mike комментирует...

бедный Кларксон, не может усидеть 1.5 часа на кресле... :D

Alex, спасибо за перевод ;)

urban комментирует...

Меня минула сия чаша, жена сходила на кино, когда меня не было в Москве.
Солидарен, во всём. Не понимаю мюзиклы, так оно вроде иногда даже прикольно. Вот фильм Стиляги понравился, но чтоб в театре не понимаю.

Alex_K комментирует...

Мама Мия — реально странное произведение... Понимаю, когда люди специально для мюзикла уникальную музыку пишут... А тут, старое мясо порубили на фарш и на те вам, свежие котлетки... Хрень какая-то...

Но пока есть люди с грудью и нежной привязанностью к шведской попсе, нам, мужики, главное не попасть под раздачу. Так что, тренируйте методики потери сознания силой воли. На всякий случай.