воскресенье, 25 октября 2009 г.

Джереми Кларксон: Я хочу парашют

На прошлой неделе Джереми почему-то откосил от написания колонки. Поэтому я решил покопаться в прошлом. И нашел эту статью. Написал название в поиске google и, получив ответ "Татьяна Арно: А почему все думают, что у меня силикон?", решил ее перевести. Не знаю, как google связывает силикон Арно с Джереми Кларксоном и его парашютом, но статья мне показалась хорошей. Итак...


После трех прикосновений смерти, будучи в самолете, я хочу парашют



Джереми Кларксон

The Sunday Times

5 июля 2009 года


Можете ли вы себе представить, каково было на борту рейса Эр-Франс, рухнувшего в Атлантический океан в прошлом месяце? Как я могу себе представить, это было ужасно.


По всеобщему признанию, мое первое авиапроисшествие было совсем незначительным. Вьетнамский пилот сделал несколько попыток посадить единственный реактивный самолет в стране, и после четвертой попытки попасть во взлетно-посадочную полосу я понял, что дело добром не кончится. Так и вышло: мы приземлились в поле.


Вторая авария была в Ливии. Или в Чаде... А возможно и в Мали. Пилот не был уверен в том, где мы находимся и, как выяснилось позже, не имел ни малейшего представления о том, как нужно сажать самолет. Потому что он был слегка пьян. К несчастью, он сделал так, что переднее шасси коснулось земли первым, и, поскольку оно не было на это рассчитано, его тут же оторвало, после чего, искря, словно бенгальский огонь, мы какое-то время рассекали по Сахаре.


Третье происшествие фактически происшествием не было. Но выглядело это настолько ужасно, что в течении нескольких минут мы все считали, что выживших в этой истории не будет.


Дело было на Кубе. В коротком перелете в Гаванну. Я находился на борту небольшого, двенадцатиместного нечто, у которого не было даже окон. Самолет был построен в России где-то в пятидесятые, а затем использовался ангольскими воздушными силами в течение семидесятых-восьмидесятых, пока не прибыл на Кубу, где по сути стал городской маршруткой. Судя по количеству масла, которое пронеслось по крыльям и дыму, который выкашлял двигатель от Lada, пытаясь вернуться к жизни, это было построено людьми, которых вообще не волновал результат. К тому же, это не обслуживалось ни разу в жизни.


Вскоре после взлета весь салон заполнился паром, что означало, что пилот не мог видеть большую грозу, поджидавшую нас впереди. Короче, мы полетели прямо в нее. Некоторое время спустя, мы уже летели вверх тормашками. Я хочу, чтобы вы на мгновение представили себе, каково это было...


Вы вряд ли подумали о сортире, не так ли? Когда самолет летит вверх не тем местом, сортиры тоже летят не тем местом вверх, а это означает, что все содержимое сортира вываливается на потолок, включая использованные самодельные тампоны.


К счастью, тогда я не думал об этом, потому что второй вещью, которую вы вряд ли можете себе представить, была система кондиционирования салона, применявшаяся в бывших самолетах ангольских воздушных сил родом из пятидесятых.


Над каждым сидением был закреплен небольшой вентилятор Pifco, и, поскольку я висел вверх ногами удерживаемый ремнем безопасности, моя макушка оказалась аккурат среди его лопастей. Скажу я вам, что делать прическу, вися вниз головой среди тропического шторма, осознавая, что как только пилот вернет контроль тебя ждет душ из дерьма, было совсем не в кайф.


В какой-то момент я повернулся к своему коллеге, сидевшему на соседнем кресле с уже почти готовой прической типа "брат-монах Ниммо", и (поскольку у него было удостоверение пилота) спросил: означает ли все это, что у нас проблемы? Его короткого кивка головой было достаточно.


Как я себя чувствовал? Довольно скверно, если честно. Поскольку я не знал, когда произойдет удар, через минуту или через секунду, я не знал, что и когда нужно делать, сгруппироваться или стараться дышать ровно. Это как знать, что тебя сейчас саданут кулаком, но не знать, когда именно.


Помню я подумал, что это довольно крутой способ уйти из жизни. Что может быть круче, чем просвистеть через жемчужные врата Рая в русском самолете погибшем над Кубой, с тампонами в носу и серым от ужаса лицом?


Но тогдашняя история закончилась очень буднично: пилот восстановил контроль над машиной, и мы совершили безопасную посадку. Никто не был убит и даже не окунулся в дерьмо.


Это подводит меня к тем несчастным на борту Эр-Франс, которым не суждено было приземлиться благополучно. На прошлой неделе эксперты выяснили, что самолет не разрушился в воздухе, что убило бы всех в одну секунду: вот ты тянешься к Расселу Кроу с бокалом красного и вот ты уже мертв. Вместо этого самолет оставался невредим, пока не упал в море. Это означает, что пассажиры падали вместе с ним в течении нескольких минут, зная, что с билетом в один конец они въехали на скоростную магистраль ведущую в забвение. И эта мысль волнует меня даже больше, чем факт, что один из погибших в этой катастрофе был моим другом.


Я полагаю, что когда врач говорит, что тебе осталось три месяца, это страшно. Я также думаю, что страшно сгореть на костре. Или быть обезглавленным в Интернете. Но разве может быть что-то хуже, чем быть посередине океана в самолете, несущемся вниз со скоростью примерно 750 миль в час?


Я знаю, что я уже пожил, и знаю, что на прошлой неделе 14-летняя девушка вышла практически невредимой из еще одной катастрофы Airbas в Индийском океане. Но на самом деле, когда самолет падает с неба, ваши шансы меньше мизера. И что хуже всего, ты прикован к своему месту и не можешь сделать в этой ситуации вообще ничего.


Когда у человека рак, он думает, что если он будет есть одни только орехи и много читать Библию, то, возможно, его пронесет. В автомобиле вы можете предпринять маневр объезда и попытаться уйти от надвигающегося фонарного столба. Но в самолете вы бессильны.


Все это наталкивает меня на мысль этого утра. В настоящее время всем пассажирам дают спасательный жилет, хотя все знают, что с таким же успехом им можно было бы раздать по кусочку праздничного торта или по колоде карт. Думаю, не ошибусь, если скажу, что еще ни одни человек за всю историю гражданской авиации не спасся при помощи свистка, факела или клеванта.


Так почему бы вместо этого не раздать всем парашюты? Конечно, большинство пассажиров в реальной катастрофе будет слишком парализовано страхом, чтобы суметь одеть его должным образом. Даже если они внимательно прослушали инструкции по безопасности. Но фишка в другом. Когда самолет сорвется вниз, у вас по крайней мере будет шанс что-то сделать. Обнаружить парашют, прочитать инструкцию, попытаться пробиться к двери, поразмышлять о способах раскрытия парашюта вручную и так далее. И это дало бы людям надежду. Что было бы гораздо лучше чем существующая ужасная альтернатива: отчаяние.


Оригинальная статья http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/jeremy_clarkson/article6634096.ece


Перевод Alex_K

10 комментариев:

Сталевар комментирует...

Сильная статья.
Спасибо за перевод.

anna комментирует...

Вот поэтому-то и катаюсь на поездах...
Спасибо за работу!

Alex_K комментирует...

Все равно машины самый опасный по статистике транспорт. Рядом с ними самолеты — это просто ерунда. А самый безопасный, конечно, поезд.

Анонимный комментирует...

Кларксон как всегда удивительно хорош,даже когда это грустное и одновременно доброе повествование.И,конечно,спасибо Алексу .Хороший перевод. Дима(Тверия)

Анонимный комментирует...

>Кларксон как всегда удивительно хорош

Хорош-то хорош, но он слишком часто рассуждает о вещах, о которых он слышал максимум 3 предложения в новостях, но тем не менее в которых считает себя профессионалом (а это как правило любые темы, не связанные с авто). Какие нафиг парашуты в пассажирских реактивных самолётах? Если выпрыгнуть на 750км/ч и каким-то чудным образом не разбиться о крыло и не попасть в двигатель, то налетающий поток воздуха просто порвёт тело в клочья. Не говоря уже о том, что на 10км (типичный эшелон для гражданских авиарейсов) температура и давление воздуха мягко говоря не способствуют поддержанию жизни.

2Аффтар:
исправь плз в первом предложении: "представить, _какого_ было на борту". Надо _каково_

Alex_K комментирует...

За опечатку спасибо.
А на счет возможности выброситься из аэробуса в бурный воздушный поток на парашюте... Он же не об этом. Он про надежду говорит. Ясное дело, что в падающем самолете тебе даже до двери не удастся добраться, поскольку если самолет свалился, то падает он вертикально вниз, и внутри в этот момент царит невесомость. Но все это неважно.
Ему парашют нужен, как Шарапову нужна была сберкнижка. Помните этот великий диалог
Горбун: А зачем тебе сберкнижка?
Шарапов: А она мне сердце согреет, когда я с вами под пули ментовские завтра полезу.

Ясное дело, что если начнут стрелять, физически тебе сберкнижка уже никак не поможет. Но тут речь идет про кураж. С которым, иногда, помирать веселее.

А чисто практически, мне кажется, в гражданской авиации уже давно пора применить какой-нибудь анабиоз. Особенно на дальних рейсах. Уснул перед взлетом, а уж проснулся или нет, это как повезет.

Анонимный комментирует...

Ага, как в "Пятом элементе". :-)

mike комментирует...

отличная статья... жаль только, что короткая, думал Джереми напишет больше.

Alex, спасибо за перевод.

Противоречивая статья. Надежда и реальность, к сожалению, не совместимы. Реальные условия таковы, что лучше будет сделать большой парашют для всего самолета, чем раздать всем пассажирам по парашюту... :D :D

urban комментирует...

Мораль ещё и такова, что порой русский кукурузник надёжней всяких там аэробусов..

Анонимный комментирует...

желаю все щастя в новом году