вторник, 23 ноября 2010 г.

Миссис Кларксон

Что ж, дорогие мои Кларксонофилы, Джеза опять ничего не написал на этой неделе. Опять, видимо, занят. Блуждая по архивам The Sundey Times и думая, чем же мне вас подзаразвлечь, я обнаружил статью Френсис Кларксон, благоверной супруги света-нашего Джереми. Возможно это интересно, подумал я и —  перевел. Сразу скажу, по части литературного таланта супруге до муженька далеко. Но все же, прецедент, ёпрст.  

О-кей, Джереми Кларксон, и кто тут у нас теперь тормоз? 

Francie Clarkson
Опубликовано 17 Февраля 2008

Когда ее муж заметил, что ралли это занятие для безнадежных мужланов, Френси Кларксон восприняла это как вызов. И решила узнать, "how hard could it be?"* 

В прошлом месяце, делая обзор новой Subaru Impreza WRX STi, мой муж Джереми сделал несколько пренебрежительных замечаний о ралли. По его словам, ралли — это спорт для неизлечимых мужланов. 

В целом людей, которые находит ралли хорошим развлечением и проводят на них все свое свободное время (и тут он скорее всего имеет ввиду вовсе не профессиональных гонщиков, а обычных водителей), он представляет в виде кого-то, кто "дышит через рот, у кого короткие ноги, нет лба и, скорее всего, один подранный глаз". 

Что ж, тут я должна признаться, что хотела бы иметь ноги сантиметров на десять длиннее, и очевидно, это и есть причина, по которой мне так нравится ралли. 

Моей единственной претензией на славу в этом виде спорта можно считать победу над Ричардом Бёрнсом, британцем, чемпионом мира по ралли 2001 года, который, к сожалению умер в 2005 году. Он был в Toyota Celica GT-Four, а я рулила на Lancia Delta HF Integrale. Мы гонялись на опасной горной дороге и у меня было преимущество: я знала трассу. Кроме того, хотя я и приняла накануне пару пива, я не была пьяна. А он был. 

Проблема лишь в том, что гонялись мы на приставке Sega Rally в нашем сарае, но уже через несколько недель свое реальное мастерство Ричард продемонстрировал в Чемпионате мира по ралли Subaru Impreza на реальной горной дороге в Уэльсе. 

Я была в штурманском кресле. К сожалению мой рост не позволял мне видеть ничего кроме приборной панели, к тому же мои ремни безопасности были так плотно затянуты, что даже дыхание стало серьезной проблемой. С головой, холодной словно холодильник полный огурцов (оригинальная метафора, — прим. переводч.), Ричард бросил машину в гору, лишь минимально вращая руль одной рукой, в то время как другая колдовала над рычагом секвентальной коробкой передач, а ноги отплясывали чечетку на педалях.  

Сочетание шума двигателя и камней, лупивших по днищу автомобиля, было оглушительным. В конце нашего пути я вышла из машины вся затекшая и измотанная одновременно. Моему восхищению его водительским мастерством не было предела. 

Поэтому, когда мне предложили сесть за руль реального раллийного болида, моей первой реакцией было — у меня не получится. Но затем я вспомнила комментарии Джереми и решила — по идее, у меня должно получиться. 

На мой взгляд, ралли — это что-то вроде прыжков с трамплина или вождение вертолета: вовсе не то занятие, где любитель вдруг может попасть в лигу профессионалов. Вы должны быть избранным, как Льюис Хамильтон, а постижение этого искусства начинается едва ли не с пеленок.

Мои опасения подтвердились, как только я прибыла на трассу в Рокингем. Я должна была вести Citroën C2-R2 Max. Это машина начального уровня, эволюционировавшая из C2-R2, которые будут гоняться в одиночных ралли Британии в этом году и, уже во второй раз, в британском чемпионате по ралли. 

Для начинающих гонщиков это самый легкий путь в данный вид спорта. Все, что вам нужно — получить гоночную лицензию, пойти к ближайшему дилеру Citroën Motorsport, купить там C2-R2 и зарегистрироваться как участник чемпионата. 

Когда в моих руках уже был гоночный комбинезон, я спросила другого участника заезда, собирается ли он идти на гонку? "Ох, нет, — сказал он, — я не успел получить гончую лицензию". Хм, слишком поздно чтобы сдавать назад — придется выкручиваться. 

В начале я должна была проехать круг с милосердно спокойным раллистом из Северной Ирландии Крисом Миком. Он говорил тихо. После того, как меня пристегнули, он показал мне все изменения, которые притерпел C2, чтобы стать раллийной машиной. Вообще никакого интерьера, только каркас безопасности и два гоночных сиденья. С дорожной версией вообще никакого сходства. Рулевое колесо, рычаг секвентальной коробки и ручной тормоз — все это выполнено с промышленной мощью, грубо, чтобы соответствовать своему назначению. Никаких ковриков или панелей — только усиленный кузов. Нет даже задних сидений. 

Мотор запускается специальной кнопкой на модифицированной приборной панели. Мик объясняет мне, как работать переключаться на секвентальной коробке: для включения задней нужно выжимать сцепление, переключаться вверх-вниз можно просто дергая за рычаг, вообще не трогая левую педаль. 

Он также объяснил мне, как работает тахометр: когда мотор раскручивается до предельных 7800 оборотов, у меня перед носом загорается красная лампочка и это означает, что пора переключать передачу. После этого Мик сказал, что сам никогда не смотрит на приборы, момент переключения он чувствует задницей. 

Наш путь лежал преимущественно по асфальту и лишь небольшая его часть была усыпана гравием. В целом чуть меньше мили. Никаких серьезных препятствий, только несколько конусов, обозначавших направление. Мик вел машину и объяснял мне, где тормозить и какую траекторию нужно выбрать при входе на гравийный участок. Он делал то же самое что и Бёрнс, но выглядело это так легко, что даже на скорости 100 миль в час, проходя связки узких поворотов, я ни разу не увидела причин для беспокойства. И не беспокоилась до тех пор, пока не пришла пора нам поменяться местами. Настала моя очередь. 

Я запустила мотор, включила первую и начала пробный разгон. Мик велел разгоняться повеселее, и уже через секунду, не дожидаясь пока на приборной панели загорится красная лампочка, я переключилась на одну передачу вверх. Это потребовало решительных усилий, но трансмиссия сработала удивительно мягко и, даже не поняв, выросла ли моя скорость, я подоткнула еще одну передачу. На подъезде к повороту он посоветовал мне сбросить одну передачу вниз и тормозить в течение одной секунды. И снова работа переключателем передач не потребовала никакой суеты. Левая нога всегда свободна, чтобы работать тормозами, правая — газом. 

После пары кругов я почувствовала прилив сил. На некоторых прямых моя скорость уже достигала 70 миль в час, а я чувствовала себя все увереннее. Это чувство — предвестник катастрофы, и вскоре я промахнулась мимо правильной траектории входа на гравийный участок и машину закрутило по всей дороге. К счастью поблизости не было большого обрыва и последствиями этого инцидента стали лишь мое красное лицо и обузданная дерзость. 

Как только я въехала в процесс торможения, ускорения и управления, я начала получать настоящее удовольствие. Это шумно, грубо и страшно, но я могу это делать. Я на самом деле вела раллийный автомобиль. Кажется, если я инвестирую в C2-R2 Max около 40 000 фунтов и запишусь в кубок C2R2, я буду серьезным соперником. Для тех, у кого амбиций больше чем денег, это открывает двери к настоящему первому раллийному опыту и дает возможность попробовать себя в настоящем деле, наряду с другими большими мальчиками. 

* — любимая фраза Кларксона, означающая — неужели это так сложно?

3 комментария:

Сталевар комментирует...

Интересная у Джереми жена, даже не подозревал что она способна на такое, да еще и написать статью против мужа)
Алекс, где ты такое отрыл?))) Спасибо!

Alex_K комментирует...

Да не, она у него боевая тетка, не смотря на то, что мать троих детей. Постоянно участвует в каких-то мероприятиях. Вспомни статью про таблетки, как она готовилась к велопробегу по европам. А статью нашел на сайте The Sunday Times. Там если покопаться можно такого нарыть... Правда статья эта была написана в феврале 2008 года.
А на счет ее литературных талантов — это ж бриты, нация издателей, она небось по телефону наговорила, а редакторы написали, и все пучком. У нас тоже половина так пишет. Тот же Колесников — не думаю, что он за клавиатуру садился последние несколько лет. Прямо из командировки, из самолета Путина, наговорил по телефону, а в редакции разберутся. Технология, мать ее...

Анонимный комментирует...

Влияние мужа на текст явно прослеживается



С уважением, Фриндег)))