четверг, 24 февраля 2011 г.

Джереми о сообществе

Джереми Кларксон: небольшие сообщества строятся из джема и навоза

Для многих смысл Большого сообщества состоит в том, что если вы отрежете себе ногу, вы не должны ждать скорую помощь, вы должны пришить себе ногу сами

The Sunday Times 
Опубликовано 20 февраля 2011

Бедняга Дэвид Кэмерон, кажется, все еще пытается разъяснить, что он подразумевает под Большим обществом. 

Я не удивлен: в вечерних новостях у политиков есть только пять секунд, за которые весьма сложно очертить тот сейсмический сдвиг, что произошел в наших головах и образе жизни. 

Для большинства людей "большое сообщество" означает, что если какая-нибудь сельскохозяйственная машина отрежет вам ногу, вам не следует ждать государственную скорую помощь, ногу обратно вы должны пришить себе сами. Многие считают эту идею малопривлекательной. 

Более того, Маргарет Тэтчер однажды сказала, что такой штуки, как общество, вообще не существует. Получается теперь Консервативная партия хочет большую версию того, в существование чего ее члены недавно вообще не верили. Это, как если бы атеист вдруг захотел воздвигнуть церковь. 

На прошлой неделе чтобы разобраться в сути вопроса, я взял на себе труд перечитать речь Кэмерона на тему большого сообщества, но боюсь, я так ничего и не понял. Он, кажется, говорит, что мы должны меньше ожидать от правительства (это мисс Тэтчер уже говорила), и если мы не довольны нашей местной школой, мы должны просто собраться вместе с соседями и построить новую. Тоже самое говорили на углу Хейт и Эшбери (название улиц, прим, переводч) еще в 1967 году. 

Я не уверен, что знаю, как надо строить школу. Мои соседи тоже вряд ли помогут, потому что один из них умер буквально на прошлой неделе, а другой немного занят, потому что он — премьер министр. Следовательно я все должен сделать сам. То есть, мне самому нужно найти учителей и убедиться, что они действительно учителя, а не какие-нибудь педофилы-шарлатаны, а делать это с годами, похоже, будет все труднее. После этого мне пришлось бы заняться кирпичом и цементом. Честно говоря, я думаю, что гораздо проще и дешевле было бы сбагрить детей в Итон. 

Проблема лишь в том, что мне действительно нравится запах идеи г-на Кэмерона. Я не слишком хорошо понимаю детали и мне не слишком нравится все, в названии чего есть слово "большой" (звучит, словно кто-то впаривает тебе диван в мебельном магазине), но я могу уловить смысл, которым веет от этого призыва, и это, если вкратце: Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, сделай для себя что-нибудь сам. И эти мысли приводят меня в небольшой городок в графстве Оксфордшир, где я живу по соседству с г-ном Кэмероном. Чиппинг Нортон.

В 1932 году жители этой небольшой разбросанной по холмам заставы скинулись и купили пожарную машину. После войны они продали ее появившейся в городе государственной пожарной службе, а вырученные деньги использовали для обустройства футбольного поля, поля для игры в крикет и нескольких теннисных кортов. 

Очевидно все то же сильное чувство независимости заставило их снова собраться в 1963 году и скинуться на бассейн. Когда он был построен, расходы на содержание взял на себя совет Западного Оксфордшира. 

Но в 2002 году совет заявил, что он больше не может позволить себе содержание открытого подогреваемого бассейна, особенно учитывая тот факт, что в городе только что открылся новый центр отдыха. Короче, бассейн надо закрыть. Ничего необычного. Шоу Джереми Вайна утверждает, что людей, вынужденных барахтаться в мутных лужах, становится все больше и больше. Бассейны нынче закрываются быстрее, чем пабы. 

Однако, в чудесном городке Чиппинг Нортоне нашлось несколько местных жителей, решивших, что создать комитет по сохранению бассейна будет лучше, чем звонить в шоу Джереми Вайна и стонать ему о своих проблемах.

И очень скоро этот комитет решил, что лучшим способом собрать средства будет благотворительный аукцион. 

Я очень хорошо это помню. Старая ратуша была забита людьми, принесшими на аукцион свои вещи. Их там были сотни. Я знаю это, потому что вел аукцион и продолжалось это несколько часов: "Банка домашнего варения отходит вам, сэр, на заднем ряду. Два мешка навоза! Ну, кто даст за них десятку?" 

Это был фантастический вечер. 

Там было много дел и много выпивки. И много косых взглядов от людей из местного совета, очевидно думавших: "если так дело пойдет и дальше, мы им будем не нужны". И это нас здорового заводило.   

Все это очень походило на сцену из книги Энид Блайтон: мясник сделал ставку, пекарь сделал ставку, мастер по подсвечникам тоже сделал ставку. 

Моя дочь, которой на тот момент было всего семь, никак не могла взять в толк, что мы вообще там делаем. "Зачем нам спасать городской бассейн, — недоумевала она, — если у нас есть наш собственный?" Но даже эта "маленькая Тетчер" вскоре была вовлечена во всеобщий процесс и помогала отцу, делая фальшивые ставки на вещи, которые никто не собирался покупать. Мы вернулись домой с набором для ремонта проколотых шин и шестью подписанными экземплярами моей собственной книги. 

Если мне не изменяет память, в тот вечер мы насобирали 12000 фунтов, что, при небольшой помощи совета, хватило на поддержание бассейна в рабочем состоянии в течение года. А через 12 месяцев мы провернули это дело снова. И с тех пор мы делаем это каждый год. 

Результат? Ну, бассейн все еще открыт, а значит у местных есть прекрасное место для отдыха в жаркий летний день. Но важнее другое. Важно, что теперь человек из паба, предоставивший в качестве лота бесплатный ужин с вином, познакомился с человеком из книжного магазина, а женщина из цветочной лавки познакомилась с ребятами из местной рок-группы. Теперь, когда я заскакиваю в город за пачкой сигарет, его жители больше не кажутся мне незнакомцами. И это делает город лучшим местом для жизни. 

Мне крайне не нравится слово "сообщество", потому что его слишком часто мусолят в новостях. Что такое мусульманское сообщество? Сама идея о том, что все мусульмане должны иметь совершенно одинаковое мнение относительно всего на свете вызывает у меня тошноту. 

Ничего подобного нет в Чиппинг Нортоне. Город полон людей с совершенно разными мнениями о множестве разных вещей. Но теперь, благодаря бассейну, который нужно держать открытым и аукционам, собирающим необходимые для этого средства, в городе появился дух сообщества.  

И это не "Большое сообщество". Это куда лучше. Это сообщество маленькое и я призываю вас замутить что-то подобное в месте, где живете вы. 

10 комментариев:

Анонимный комментирует...

отличная статья

Анонимный комментирует...

Спасибо за перевод!

Анонимный комментирует...

Огромное спасибо! Ждём новых переводов колонок! :-)

Сталевар комментирует...

Алекс, куда ты пропал? Каждый день заглядываю на страничку и ... Вернись)

Alex_K комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Alex_K комментирует...

Дружище Сталевар, пока не могу ничего обещать. В последнее время не то что не переводил, но даже не читал Кларксона. Может быть потом вернется кураж, а пока...

Сталевар комментирует...

Не знаю что у тебя там произошло, но без твоего блога будет не совсем уютно... Набирайся сил и держись там!

Анонимный комментирует...

Денис Трясунов, который переводил раньше тут http://jccolumns.blogspot.com/

снова появился вконтакте
http://vkontakte.ru/id5640090

Анонимный комментирует...

Все кто соскучился по колонкам Джереми, вот здесь http://www.topgearclub.ru/ ребята занимаются переводами, выкладывают по 2-3 колонки в неделю.

Сталевар комментирует...

Хорошая тема статьи для завершения... Увы...