среда, 2 сентября 2009 г.

Забота вшивая

Наш драгоценный вернулся из отпуска. Начал переводить, и показалось, что хрень какая-то. Но прочитал результат, и вроде бы ничего. Итак, что вы думаете о нашем здравоохранении? Если не очень, прочитайте это:

Как по-канадски "забота вшивая?"

The Sunday Times August 30, 2009

Пока меня не было, разразились нешуточные дебаты о том, каким образом Барак Обама мог бы перезапустить американскую систему здравоохранения, которая, как говорят критики, хронически ужасна и фантастически несправедлива.

И идиотская к тому же. Однажды в детройтской больнице мне отказали в помощи лишь потому, что компьютер в регистратуре не был осведомлен о факте существования Соединенного Королевства. Несмотря на целый комок наличности и бумажник, забитый кредитками, регистраторша предпочла позволить мне разнести все на ее рабочем столе, потому что ее тупое программное обеспечение признает лишь адреса Соединенных Штатов.

Некоторые говорят, что Америка должна последовать примеру Канады, где частная медицина запрещена. Но, имея опыт общения с этой системой, полученный во время отпуска в Квебеке, я не думаю, что это хоть сколько-нибудь хорошая затея.

13-летний сын моего друга упал, забираясь на быстроходный катер и поранил себе ногу. Начиналось все неплохо. Помощь прибыла быстро, рану перевязали и отправили его прочь в большом и очень эффектном автомобиле.

Мы все привыкли к тому, что в больнице необходимо ждать. Бог знает сколько времени за все эти годы я провел в Оксфордском центре экстренной помощи John Radcliffe, сидя со своими рыдающими детьми в комнате, забитой людьми с торчащими из глаз мечами и ногами, вывернутыми задом на перед. Но ничего не может подготовить вас к масштабам той временной пропасти, которая разверзнется перед вами, прежде чем канадская система здравоохранения начнет охранять ваше здоровье.

Больница не выглядела безнадежно загруженной. Там была одна женщина без лица, — вероятно, нападение медведя, — и один ребенок, который, как казалось, принял слишком много экстази, а в целом в комнате ожидания было не больше дюжины человек. Никто даже не брызгал артериальной кровью на стены.

Через несколько часов я спросил в регистратуре, сколько же должно пройти времени, прежде чем придет доктор? Когда в супермаркете Wal-Mart вас обслуживает жирный подросток, жующий жвачку и утверждающий, что не понимает, что вы ему говорите, это выглядит странным. В больнице же, это просто бесит. Преодолевая искушение объяснить, что маркиз де Монкальм уже давно проиграл и пришло время завязывать с французским, я возвратился в кабинку мальчика, которую он делил с парой молодых мусульман.

Потом вошел доктор и сказал им, что у них был выкидыш и повернулся, чтобы уйти. Понятно, что это очень расстроило бедную девушку и она решила переспросить, уверен ли доктор, в том, что он только что сказал?

"Слышь, мы сделали снимок и там нифига нет", — сказал доктор. Возможно это был самый большой пример врачебной бестактности из всех, что я видел в жизни.

"Может быть кто-то придет осмотреть моего сына?" — спросил приятель вежливо. "Куа?" — переспросил надменный доктор, внезапно забывший английский. "Жэ не компрендс пас" — сказал он и вышел.

В полночь молодой человек, взращенный на диете из американской музыки, американских кинофильмов, и, что совершенно очевидно, американской еды, прибыл сообщить, на французском, что у докторов нынче пересменка, и новый придет к нам так скоро, как только это возможно.

Примерно в час ночи мои ноги стали отваливаться. И все потому что в больнице не было вообще никаких стульев для родственников и друзей пострадавших. И это явно не от нехватки фондов. Ведь у них было достаточно денег, чтобы нарисовать желтую линию на дороге в девяти ярдах от центрального входа, в пределах которой нельзя курить.

У них также есть наличные, которых хватает на целую армию людей, хлопающих дверью по твоему лицу, если ты вдруг вознамеришься сунуть свой нос во внутренние пределы этого храма здоровья, чтобы спросить, насколько долгим может быть ожидание. Шестнадцать часов, я полагаю, это норма. Если только вы не хотите рентген. Рентген занимает 22 месяца.

Приблизительно в 1.30 ночи явился-таки доктор. Мальчик явно был для него очередной деталью для обработки. Возможно доктор не был бы таким грубым, если бы я был генералом Вольфом. Он содрал повязки, будто это упаковка одноразовой бритвы, посмотрел на рану (которая была ужасающей) и спросил моего друга: кредитка или наличные?

Для страны, где нет платной медицины, это выглядит странно, но, оказывается, неканадцам они заряжают такие суммы, какие правительство заплатило бы, если бы в больницу явилась Селин Дион. Счет был 300 канадских долларов, а это примерно 170 фунтов-стерлингов (или 8800 рублей, прим. переводч).

Доктор исчез, даже не потрудившись наложить новую повязку, будто для мальчика нет лучше занятия, кроме разглядывания собственной бедренной кости. Еще через час принесли болеутоляющие.

Между подходами к больным, доктор шел и садился за стойку. Я наблюдал за ним. Он заходил в кабинки к больным, грубил, причинял немного боли, а затем снова приземлялся на единственный стул больницы.

Спустя семь часов после несчастного случая, в стране, которую широко рекламируют как самое безопасное место в мире, он наложил-таки 16 швов, таких же аккуратных, как если бы он сделал их на поле боя с помощью сломанной ветки. Затем пришла анестезиолог... чтобы разбудить мальчика. На французском. Но это не сработало и она пошла посидеть на стуле доктора, который в этот момент был в другой кабинке, грубя и делая больно кому-то еще.

Конечно, я понимаю, что врач, заканчивающий ночную смену в Ноурешвилле, вряд ли является вершиной эволюции, и вы не можете судить о системе здравоохранения всей страны по его едва брызгающей работоспособности. Так же по Квебеку, полному идеалистов-лунатиков, разговаривающих на языке национальной розни, не стоит судить о всей Канаде.

Но знаете, что я хочу сказать. Если бы частная медицина была разрешена, мой друг заплатил бы за нее. Он получил бы лучшее обслуживание, позволив доктору-безнадеге более быстро добраться до женщины без лица и мальчику-экстази. Хотя я подозреваю, что он использовал бы наше отсутствие, чтобы подольше посидеть на стуле.

А еще я хотел бы сказать, что британская Национальная служба здравоохранения — монстр, которого мы только можем себе предоставить. Но, во все времена когда я прибегал к помощи этого дефективного гиганта, никто и никогда не строил из себя француза, и не тратил столько времени, пытаясь заказать такие лекарства, что больно стало даже моей кредитке. А еще в наших больницах полно стульев.

Оригинал статьи: http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/jeremy_clarkson/article6814702.ece

Переведено на сайте www.notabenoid.com
http://notabenoid.com/book/3741/12042
Переводчики: Alex_K

8 комментариев:

anna комментирует...

Нормальные дела. От людей все зависит. Вот у меня, один приятель руку повредил на природе (траву покосить зачем-то решил), пришлось обращаться в сельскую поликлинику. Да что там поликлиника - одно название, барак какой-то. И из арсенала - одна зеленка. Но врачи... Они друга чуть не облизывали. Оставили его на полдня в палате для наблюдения и по двадцать раз в час проверяли нет ли септического шока, не нужно ли поменять повязки и т.д.
А в частной поликлинике, мой гинеколог узнав что детей у меня нет и вроде бы заводить пока не собираюсь, затаила на меня такую злобу как будто ей за выполнение плана ВВП по рождаемости наличкой платят. За собственные семьсот рублей столько презрения в свой адрес получила - не на одну жизнь хватит.:-(

Alex_K комментирует...

Ну, то что качество медицины совершенно не зависит от того, платная она или бесплатная, это вроде бы известный факт. Меня на даче собака укусила за ногу, пришлось срочно ехать в травмпункт в Клин. Ну, думаю, сейчас начнется... Ан-нет... Я бы, если б не знал, что это Клин скорее подумал бы что это там Канада, а не там, где Джереми описывает. :) Больница такая, какие в Москве поискать. Из СЭС перезванивали, просили не пропадать и приходить на прививки... В общем, реально охраняют люди твое здоровье.

Сталевар комментирует...

У меня отец доктором работает в сельской больнице районной.
Не сочтите за рекламу и ни в коем случае за нытье, но действительно хороший доктор, но от этого похоже только хуже.
Пациенты стремятся попасть на прием к нему, другие врачи вставляют палки в колеса, часто доходит до абсурда - частенько по просьбе родственников больного, со слезами на глазах умоляющих осмотреть и чем-то помочь родственнику, врач, который "ведет" пациента, отказывается от него.
Часто приходится видеть дома злого отца после работы.
При этом ЗП и надбавки как сельскому участковому врачу каждый квартал пытаются отнять.
Будьте здоровы! Это самое главное.

urban комментирует...

Не дай Бог ни кому болеть! Это точно..
Один раз на отдыхе в одном из пансионатов одной нашей крупной сырьевой компании у моей будущей супруги прихватило почки. И в этом навороченном пансионате с кучей мед кабинетов и процедурных в течение двух дней никто не смог достоверно определить диагноз. Когда стало совсем худо скорая приехала, отвезла в районную больницу пошарпаную больницу, так как до областной было около 100 км. Там молодой врач, после недолгого осмотра сразу же диагностировал пиелонифрит. Позднее конечно отвезли в город и вылечились в стационаре в течение 2 недель.
Не помню, чтобы мне кагда-либо в жизни было так же страшно, как тогда. Когда ощущаешь своё бессилие, не можешь ничем помочь и рядом нет квалифицированной мед. помощи..

Alex_K комментирует...

Врач — одна из немногих профессий, которая не приобретается, а дается от Бога. Все остальное — это техперсонал в белых халатах, умеющий ставить клизмы и выписывать справки. Увы. И, я полагаю, это не только у нас так, но и во всем мире.

mike комментирует...

Согласен, что от людей очень многое зависит, но расскажу ситуацию у меня на родине, в Беларуси. Была у меня проблема со здоровьем и нужна была операция (не то, чтобы очень сложная, но просто не очень распространенная). Конечно, для начала, я обратился к нашему любимому бесплатному здравоохранению. Мало того, что врачи только более-менее слышали о самой возможности такой операции, они говорили: "ну... наверное мы можем такое сделать... тут разрежем, тут зашьем"... у них даже не было элементарного оборудования, чтобы провести хоть какое-то обследование. Все что они могут сделать - рентген, анализы крови и мочи, ЭКГ, еще пару бесполезных обследований... пожалуй это все. Остального тебе придется добиваться несколько месяцев, записываться за 2-3 месяца, и скорее всего в Минск (а я живу в Гомеле). Вы думаете, у нас в Гомеле нет нужного оборудования? Как бы не так! Недавно (ну вообще-то уже 5 лет как :)) у нас построили центр радиационной медицины, ценой несколько десятков млн. долларов и размером со здание штаб квартиры ФБР. Там есть самое современно оборудование, которое только можно представить себе. Но вы думаете, оно доступно обычным людям? Все только через "своих людей", все только для чиновников и "особых лиц". Оно недоступно даже с деньгами (парадокс, правда?). Вот такая ситуация. Это уже не говоря о том, как к обычным людям относятся в гос. медучереждениях (даже когда проходишь платное обследование). Есть хорошие врачи, врачи от Бога, это да, но большинство, как правильно написал Alex_K, только и умеют, что ставить клизмы. А это значит, что после посещения таких вот гос. медучреждений единственное чего хочется - плеваться и ругаться матом.

mike комментирует...

После таких вот неудавшихся попыток, я решил посмотреть, что насчет частной медицины, коммерческой. При этом я должен отметить, что наше гос-во не хочет видеть у себя вообще ничего частного, и уж особенно - частную медицину. Налоги, проверки, поборы... вообще, я даже не представляю, как наши частные мед. учреждения вообще могут выживать и оставаться на плаву. Если бы обычные больницы проверяли так, как проверяют частные - ни одна больница у нас в стране не прошла бы эту проверку (я это знаю, потому что мне рассказывали, чего требуют от частных клиник). Тем не менее. Я сразу же обнаружил мед. центр, который мне мог помочь с моей проблемой. Мне сразу рассказали, что, где и как. Никаких "тут разрежем, тут зашьем", все так как нужно. При этом, я должен отметить, что врачи относились ко мне на порядок уважительнее, я видел это в их глазах. Может быть по большей части потому, что я для них - источник дохода, но тем не менее, внимание, забота - это присутствовало в достатке. Кроме того, в очередях я вообще не стоял, и не потому, что там не было очередей, а потому, что у них компьютерная система, которая распределяет людей по врачам, чтобы ни у одного врача не было очереди. При большом кол-ве людей, самая большая очередь, которую я отстоял там (а пробыл я там в сумме около 2-х недель) - 2 человека, т.е около 15 минут. Да, за это пришлось заплатить очень приличную сумму денег. По нашим, белорусским меркам - сумма запредельная. Но мне качественно сделали операцию. Меня обеспечили всем, что нужно до и после операции. Мне провели полное обследование (сердце, почти, печень, селезенка, всяческие там допплеровские обследования, проверили функции кровотока (для всех важных органов), провели полные анализы крови, мочи (где-то с 20-25 пунктов в каждом), провели тестирование на воздействие мед. препаратов на организм, пригласили для анестезии дипломированного анестезиолога, который предложил 3 вида анестезии), уж и не надо говорить о том, что после операции, пока я не мог двигаться, ко мне каждые 20-30 минут заходили проведать и посмотреть, все ли со мной в порядке, спрашивали расспрашивали что меня беспокоит, где болит, что мне нужно, хочу ли я есть\пить\т.д...
В конечном счете, даже несмотря на значительные траты, я остался очень доволен качественной частной медициной. Понятно, что возможно мне повезло с этим мед.центром, но я просто уверен, что я не смог бы получить ничего подобного с гос. учереждениями. Кто-то скажен: "Ну ясен пень!". Тем не менее...

Alex_K комментирует...

Вам повезло. У нас в Москве частной медицине доверять очень сложно. Нужен врач. А где он работает, это уже не так уж и важно. И что печально, если врача нет, ни деньги, ни связи ничего не решают. Если человек не умеет, то хоть по знакомству, хоть по приказу, хоть за деньги, сделать он все равно не сможет...
Да и все врачи, как правило, днем работают в государственных клиниках, а вечером в частных :)
Есть наверное и центры типа того, что описываете вы, но по большому счету получить квалифицированную помощь, шансов все же больше в больших специализированных госклиниках. Если, конечно, умудришься туда попасть. Хотя и это не факт.
Я вот сейчас на Доктора Хауса подсел. Смотрю и думаю, что за сказка такая? Неужели где-то так лечат?! Вот тебе полная томография всего тела. Вот тебе Магнитно-ядерный резонанс, все в два счета, даже через полгорода на запись не нужно ехать...
В общем, лучше будьте все здоровы, не болейте.