суббота, 29 ноября 2008 г.

Неформат

Недавно меня пригласили на презентацию некоего музыкально-визуально-виртуального-мультимедийного проекта, пообещав кое-что грандиозное. К тому же, организаторы решительно заявили, что на территории проведения мероприятия не будет никаких проблем с парковкой. В общем, я пошел.

Сам проект с музыкальной точки зрения оказался, мягко говоря, не интересным. Удивило то, что в нем подобралась команда немолодых в общем-то людей, но люди эти, судя по всему, совершенно забыли о существовании некогда известной группы Space и колдуна Жана Мишеля Жаре, гастролирующего, кстати, до сих пор. В общем, по части музыки - совершенно обычная эксплуатация космических звуков синтезатора, причем на троечку, потому что музыканты пренебрегли такими важными понятиями как мелодия и грув, сделав ставку на звук формата 5,1. В общем, через сорок минут полетов синтезаторных звуков по залу я засобирался домой. Но уйти оказалось не так-то и просто.

Уйти, не попрощавшись с человеком, организовавшим не только само мероприятие, но и парковку около него, я не мог. Но в тоже время, я понимал, что лично моя персона никого как таковая не интересует, а пригласили меня лишь в надежде получить какой-то материал в моем издании. Следовательно, сразу после слов "Спасибо, я пошел" мне предстояло объяснить, почему я пошел и что именно мне не понравилось.

Далее, привожу наш диалог:
- Спасибо большое за приглашение, - сказал я, - но мне нужно идти.
- Почему,? Вам не понравилось?
- Честно?
- Да!
- Не могу сказать, что не понравилось, просто не зацепило.
- А разве вам не надоело слушать все то однообразие, которые выливается из телевизора и радио?
- Надоело, но, извините, и в этой музыке пока еще нет никакого открытия. По крайней мере для меня.

Медленно, но верно мы подходили к точке, где я должен был отказать в публикации. И когда момент настал, и она спросила: "Я правильно понимаю, публикации не будет?", - я понял, что начинаю скользить.

Вы не поверите, каково было искушение просто сказать: "Извините, не наш формат". И только теперь я понял, почему эта фраза уже стала притчей. Ничего более универсального для ситуации, в которой оказался я, и придумать было нельзя. Но! За последние несколько лет я сделал достаточно много интервью с неформатными музыкантами, и все они, как один, клеймили пресловутый формат позором, мол этот формат, не этот формат, и в результате ни на радио, ни на телевидении совершенно нет интересной музыки. И с этими утверждениями я был совершенно согласен, пока не сделал интервью с Владимиром Матецким, человеком, уже не один год занимающим руководящие посты в Российском Авторском Обществе. На счет формата Матецкий сказал так: "Я прослушиваю очень много музыки, в том числе и той, что не прошла на радио. И могу совершенно ответственно заявить, что большинство отказов на самом деле мотивированно не тем, что это музыка неформатная, а просто тем, что она вторичная. Но музыканты так устроены, что им легче обидеться на формат, чем признать свое творчество неинтересным".

И вот, слово "неформат" просто вертится у меня на языке, но я не могу его произнести, потому что, как только я это сделаю, я буду причислен к рангу тупых и безнадежных форматных журналистов... Честно говоря, я и не подозревал, что когда-нибудь окажусь по другую сторону этой баррикады.

Формат - неформат или попросту неинтересно? Мне было неинтересно. Серьезно. Пришлось выруливать самыми разными способами. Но "неформат", я так и не произнес : ).

Отсюда выводы! Если вам говорят, что это неформат, не стройте из себя обиженного гения, а лучше попытайтесь понять, в чем причина. Потому что фраза "не наш формат" сама по себе ничего не объясняет. Это всего лишь обихоженная форма "Простите, но неинтересно".

Комментариев нет: