суббота, 8 ноября 2008 г.

Интервью

Доброе утро! Доброе утро, дорогие друзья!
Сегодня, как и всегда по понедельникам, с вами я, Андрей Штын.
А говорить мы с вами будем о творчестве.
Сегодня у нас совершенно необычный гость.
Это действительно очень необычный человек и в этом, я думаю, вы вскоре сами убедитесь.
Итак, встречайте! Валуа Гадин!
- Здравствуйте, дорогие слушатели.
- Здравствуйте, Валуа. Честно говоря, я заинтригован. С тех самых пор, как редакторы познакомили меня с вашей деятельностью мне так и не терпится задать вам целый ряд вопросов.
- Что ж, очень приятно.
- Но, обо всем по-порядку. Итак. Расскажите о вашем... творческом амплуа... Или как это назвать... В общем, чем занимаетесь?
- Я неписатель.
- Неписатель. Как интересно! Это какая-то новая творческая профессия?
- Тут все, на самом деле, очень просто. Писатель пишет. Неписатель - не пишет.
- То есть вы не пишите книги?
- Ну не только книги. Еще для целого ряда изданий я не пишу публицистику, которая, как вы понимаете, не публикуется.
- Потрясающе! А кому адресовано ваше творчество?
- Я бы не стал называть это творчеством. Это нетворчество. Что прямо противоположно по своему назначению творчеству. Это принципиальная разница.
- И все же, кому адресовано ваше нетворчество?
- Ну как кому?! Нечитателям, разумеется.
- Как интересно. Но по-порядку, по-порядку... Итак, вы неписатель, который не написал целый рад книг. Скажите, на чем базируется ваша... деятельность?
- Это не деятельность. Это бездеятельность. А базируется все очень просто. Сейчас такое время, когда неписателем быть гораздо приятнее и выгоднее, потому что нечитателей гораздо больше чем читателей. Я не изобрел ничего нового. Это веление времени, если хотите. Посмотрите сами! Сегодня режиссеры снимают некино. Артисты выступают с неконцертами. Юмористы несмешат. Певцы непоют, а если и поют, то непесни и так далее. Поэтому в наше время вполне можно ожидать целую когорту неписателей. Это явление продиктовано временем.
- Вы полагаете?
- Ну разумеется. Это же лежит на самой поверхности. Времена определяются героями. Посмотрите на наших героев. Возьмите, для примера, Жанну Фриске как ярчайшего представителя массовой культуры. Она исключительно талантливый человек. За последнее время она снималась в кино, выживала на необитаемом острове, выступала в цирке, теперь катается на коньках... И кто может сказать, куда дальше закинет ее творческая судьба? Поэтому определить ее род деятельности точно достаточно сложно. По-большому счету можно просто назвать ее непивица и все встает на свои места. И таких примеров в современной поп-культуре очень много. Посмотрите вокруг! Нефигуристы, нежурналисты, неменеджеры и нефинансисты в конце концов...
- Согласен. Но теперь давайте вот о чем: мне вот тут редакторы подготовили небольшую справку и с, вашего позволения, я ее зачинаю. Итак: Валуа Гадин, ненаписал более двадцати пяти книг и ста сорока публицистических материалов. На его счету такие нехиты как, социально-эротический роман "Лианозовские жены", культурно-шоковая повесть "Двести трупов в один день" и, конечно же, социально-исторический роман "Все про[пиип]бать, но выжить". Но самую большую неизвестность Гадин приобрел после того, как ни одна газета не опубликовала его труд на очень серьезную, тему. Тему власти. Это труд под названием "Как мухи на говно". И все это не было опубликовано!
Вы - несмелый человек!
- Ну я же неписатель. Положение обязывает.
- А можно, для начала, пару слов о уже ненаписанных произведениях, а потому пойдем дальше?
- Конечно.
- "Все про[пиип]бать, но выжить" - социально-исторический роман, что это за формат?
- В этом романе мне не удалось создать полотно эпического масштаба, рассказывающее о русском характере в историческом контексте. О его самоидентификации, судьбе... Ведь чем знаменит русский характер? Русский человек все время ходит по одним и тем же граблям. На эту тему неписать очень интересно. Тема бесконечная.
- О! Как вы глубоко копаете! Скажите, а как давно вы непишите?
- На самом деле, всю жизнь. Но сейчас это основное мое занятие.
- Классики говорили, что не бывает профессиональных писателей. Человеку нужно где-то набираться опыта, следовательно, прежде чем начать писать, ему нужно постичь школу жизни, узнать людей на каком-то другом поприще. У неписателей все также?
- Ну разумеется. До неписательства я очень много неработал. Долгое время не занимался бизнесом. Не путешествовал и не общался с разными людьми. Один из моих последних видов деятельности был несвязан с некоторыми политическими кругами... Поэтому о школе тут говорить не приходится.
- Ну в общем-то да.
- Я бы назвал это все - сознательным выбором. Потому что постигать школу жизни, как Достоевский в крепости, на эшафоте, а потом в Омской уголовной тюрьме, я думаю никому не захочется. Да и не нужно это сегодня. Посмотрите на тех, кто задает тон! Окасана Робски, например. Она еще просто не знает, что она наш человек. Это же настоящий неписатель. И не только по книгам (книги-то она все же пишет), а по образу жизни, мысли... Вот что востребовано сегодня. Рублевка Лайт - это же манифест современной культуры. Вот что актуально. Дэ-факто Робски, Ленина, Ищеева, Собчак, Андрей Малахов и много кто еще - они все неписатели. Просто они еще не решились это признать. Или не дошло еще до них этого. Разумеется, каждый человек хочет славы, но сегодня мы готовы к абсолютно новым решениям. Большинство нашего бомонда известно тем, что оно просто известно. И все. Кому нужны достижения? Это нечестно в отношении людей. Твои достижения могут обидеть того, кто ничего не достиг. И тогда ты потеряешь читателя. А нечитателя потерять невозможно. Вот в чем дело!
- Потрясающая философия! Честное слово! Скажите, а где неписатель черпает материал?
- Нечерпает.
- Извините. Я так и хотел сказать, просто никак не вникну в специфику? И где же?
- Опять же, очень просто. Кругом. Нечерпать материал можно где угодно. Мы живем в такое бурное время!
- Ну разумеется! Скажите, а как реагирует общество?
- Не хочу хвастаться, но реакция очень хорошая. Дело в том, что мы живем в необществе, поэтому мое зерно, я так полагаю, попадает в очень плодородную почву. Отклик есть. И не только со стороны простых нечитателей. Например, сейчас я веду перегоры с телеканалом НТВ на тему экранизации "Двести трупов в один день". Они сразу сказали, что видят в этом материале культовое значение. Мы даже уже обсудили размер гонорара, который они мне незаплатят. Скоро начнется кастинг неартистов. А один некомпозитор уже даже взялся написать музыку.
- Да что вы! Серьезно!? Очень надеюсь что мы этого не увидим!
- Я тоже на это надеюсь.
- Вы знаете, Валуа, я, кажется, только сейчас начинаю понимать, о чем мы с вами говорим. Это действительно гениально! Одних только нефильмов сколько снято за последнее время. Книжные завалены некнигами... В фирмах работают неменеджеры, в магазинах полно нетоваров... Потрясающе! Как вам удалось столь чутко уловить течение времени?!
- Тут нет никаких загадок. Вспомните присказку: Могу копать, могу не копать. Это не вчера появилось. Это было в нас всегда. Просто сегодня некопатели начали доминировать. И это неплохо.
- Наверное, вы правы. Меня вот только что беспокоит. Вообще, наша массовая культура, тут вы правы, уже сейчас достаточно однородна. Все прогрессивные личности повально переходят в разряд недеятелей. Но есть люди, которые из общей массы выбиваются. Как быть, например, со Шнуровым? Как бы вы его охарактеризовали?
- Шнуров - это зае[пиип]нный поэт. От этого он и кричит. У нас в России все поэты кричат, если вы заметили. Высоцкий кричал. Тальков кричал, Шевчук кричит. И Шнуров кричит. Но это скоро пройдет. Этот формат уходит. Поэты прошлого кричали потому что их все достало, поэты нынешнего времени кричат чтобы всех достать. Улавливаете разницу? Мне кажется, что герои Дома 2 уже всех перекричали. Вот они, настоящие поэты современности. А Шнур - он занимается творчеством, и в этом его проблема. Скоро он окажется в статусе динозавра. Нетворчество - вот что сейчас актуально.
- То есть, вы полагаете, что творчество как таковое уходит в прошлое?
- Я в этом уверен. Эволюция. Скоро творчество как таковое не будет востребовано.
- Серьезно?
- Абсолютно! Наше необщество приходит к новой форме массового сознания. Нетворчество - это форма существования и взаимоотношений.
- А разве может человек существовать без творчества?
- О! Поверьте мне, может. И может очень даже прекрасно существовать. Как? Это другой вопрос. Но может - это точно. Скорее всего новое массовое сознание, к которому мы идем, будет очень сильно напоминать, например, морскую фауну. Или джунгли. Ведь обитатели морей ничего не создают. Они размножаются и просто живут-выживают. И все. Природа стремится к простоте. И в этом нет ничего зазорного. На это лишь нужно посмотреть, откинув все предыдущие константы. Давайте будем честны перед собой. Чего по-настоящему хочет человек? Трудно сказать. Но можно точно сказать, чего он не хочет. Не хочет думать, не хочет париться, не хочет напрягаться... Этим и обусловлено направление нашего движения.
- И как вы представляете себе такое общество?
- Необщество.
- Ну, да, простите.
- Очень просто. Я же говорю, морская фауна. Множество красивых рыбок, которые просто плаваю туда-сюда. Едят, размножаются... Все очень гламурно и чинно. Нет никаких потрясений... Ну может быть сожрут кого-то, но это не от злости, а просто от того, что хищникам нужно питаться...
- А вы не думаете, что это регресс?
- Ни в коем случае. Посмотрите сами. Понятие общества сегодня себя изживает. Потому что социальная жизнь настолько сложна, что далеко не каждому по силам. Отсюда вечные страдания. А если люди перестанут существовать в социальном обществе, а будут существовать как рыбки в море, то и страданий не будет. Избавиться от вечных страданий, вы думаете это регресс? Человечество наконец-то избавиться от всех своих проблем. Неравенства. Несправедливости. Зависти. Всего, что приносит нам несчастья. Рыбки никому не завидуют! А люди завидуют. И творчество играет тут не последнюю роль. Творчество - это люди, которые постоянно мутят воду в аквариуме. Зачем это нужно делать? Тем более, что это ни к чему не приводит. Общество уже сегодня само сопротивляется, порождая ответную нетворческую волну. Общество имеет все механизмы саморегуляции. И то, что творчество теряет свою ценность - совершенно естественно. Нетворчество - вот в чем наше будущее. Нетелевидение, некино, немузыка - вот самые передовые ре...

- Ах ты ж греб вашу мать! Психи недоделанные! Опять в радионяню играемся! А ну быстро по палатам. Сейчас главврач обход будет делать. По койкам я сказала! Санитаров позвать?! Быстро по койкам, сволочи!

- Пойдемте дорогой мой, по палатам. А то эта швабра вызовет санитаров и будет как в прошлый раз. В нашей психушке с этим строго.
- Нет, как в прошлый раз не надо!

(Шепотом из-под одеяла)
- До свидания, дорогие радиослушатели. С вами был...

Комментариев нет: