вторник, 3 марта 2009 г.

Русский Top Gear - а вы бы это купили?

Итак, долгожданный запуск русской версии величайшего ТВ-шоу современности Top Gear состоялся. Ну и как? Да никак, если честно. Получилась неплохая автомобильная передача. Но не более. Просто потому что при создании этой версии продюсеры упустили ряд важных моментов.


Не стоит списывать со счетов одну старую истину: победителя не судят, а это так же означает, что проигравшему всегда приходится вертеться под градом критики. Можно, конечно, обозвать нас неблагодарными уродами, заявить, что вам было тяжело, что снимать локализованную версию столь мощного шоу не всегда просто... Но знаете что, "мы много старались и не смогли" — это не очень действенная отмазка. И уж тем более не повод выписывать чеки.


Увы, но русский Top Gear как продукт не отличает от других русских продуктов. И проблема, как мне кажется, в том, что наши продюсеры не отождествляют себя со зрителями. Можно делать как для себя, а можно по принципу — пипл схавает. Им, продюсерам, видимо, вообще не понятно, что это за пипл такой и чего он там хавает?


А ты бы это купил?


"Ты бы это купил?" - это отличный метод оценки собственной работы, при условии, конечно, что ты адресуешь ее не безликому быдлу, хавающему в своем стойле все подряд без разбора, а равному себе. Равному себе! Вот почему этот принцип важен. Вот почему английская версия Top Gear с успехом расходится по миру как в телеверсиях, так и на DVD. Английский Top Gear уважает своих зрителей, и в ответ получает сто крат любви и уважения.


Телевизор как бумага — он стерпит все. Но настоящие шоу живут очень долго. Потому что после эфира люди с удовольствием покупают их на DVD и хранят на полке рядом с семейными раритетами. Не думаю, что в том виде, в котором русская версия представлена сейчас, у нее есть шансы на долгую жизнь в качестве DVD-версии. Просто потому что перед тем как идти в эфир продюсеры не сделали одной простой вещи — не сели спокойно перед телевизором, не просмотрели материал и не ответили сами себе на один простой вопрос: "А я бы это купил?" Без всяких скидок и объяснений, что мы, мол, сильно старались, что нам, мол, было тяжело и так далее. Русская версия Top Gear — это не продукция сиротского приюта, которую можно покупать ради жалости. Это, вообще-то, профессиональный продукт, который должен продаваться по принципу: "Нравится, беру".


Что мы знаем по итогу?


Еще одна серьезная ошибка — это режиссура. Точнее — драматургия, которой в русском Top Gear и не пахло. Интересно, русский топгиррежиссер вообще видел хотя бы одну английскую серию? Если видел, то его нужно срочно менять. Потому что за елками он не видит леса. Всем нравятся классические гонки Top Gear. И вы наверняка знаете почему. Это не просто гонки по принципу "кто быстрее доберется до финиша". Это картины эпического масштаба, в которых говорят о вещах, заставляющих думать. Возьмите к примеру гонку в Японии. Это не просто состязание Nissan GT-R и поезда-пули. Это рассказ, посмотрев который, ты получаешь нагляднейшее представление о стране, ее культуре, уровне развития цивилизации и прочих интереснейших вещах. "Тут просто неприлично разговаривать в поезде по телефону"... "Ты видел, какие тут крышки у люков?"... "Ричард Хаммонд терпеть не может такую еду"... Елки-палки, Кларксон умудрился запихнуть туда даже гастрономический экскурс, вкупе с анализом противостояния индустриальной Японии и Китая: "Потому что нельзя ездить с такой скоростью"!


Что ценного мы смогли вынести из гонки по Питеру, кроме новости о том, что по набережной этого красивейшего города шляются кривоногие девки? Порше победил катер? Да посрать, если честно. Это вовсе не повод для радости. Это просто сухой факт, за которым нет ни грамма пищи для подкорки. С таким же успехом вместо демонстрации ролика можно было бы просто сказать: машина победила. И отправиться поджидать новую английскую серию. Потому что там есть драма. Кларксон не просто так выключил навигацию в Токио. Поезд не просто так расцепился, оставив Хаммонда на платформе. Все это чисто театральные элементы, заставляющие нас переживать и волноваться. Прибудь Кларксон вторым, разве стал бы фильм про Японию от этого хуже? Ни на секунду. А что уж тут говорить о вьетнамском диалоге Хаммонда и вьетнамца, оглохшего после американской бомбежки? Вы помните этот взгляд человека, отстоявшего свой пляж под натиском американских Б-52? Такое невозможно забыть. Если вы этого не видели, то найдите возможность посмотреть. После этого вы не будете думать, что Top Gear — это передача про автомобили.


Но наши продюсеры не удосужились напрячь извилины (а может и напрягать было нечего). Русский — значит с самоваром, на Ладе Калине, на помойке в куче списанных покрышек. Слышь, чародей, который это придумал! А у тебя дома есть самовар?


Маша и Даша


Ради всего святого, в рот мне ноги, задрать мои старые костыли, кто такая Маша Цигаль?! Вопрос не риторический. Вопрос прямой. Кто это? Русский Top Gear дает на это максимально точный и прямой ответ — звезда. Для нашего телевидения большего и не требуется. Однако мы живем в век грандиозных информационно-цифровых возможностей. И, разумеется, если Маша звезда, то у нее должен быть сайт в интернете. Но такового не обнаружилось. На запрос "Маша Цигаль" Google выдал несколько розово-голубых сайтов типа www.womenclub.ru, сообщающих о том, что, цитирую: "Пожалуй нет ни одной русской модницы, которая бы не знала имя Маши Цигаль". Базара нет, вполне допускаю. И поскольку русский Top Gear адресован, видимо, исключительно русским модницам, то Маша в нем явно на своем месте. Этот же трюк уже проделывал русский журнал Top Gear, пригласивший в качестве колумнистки некую Дашу Агапову. Возможно, Даша вовсе даже ничего в своем деле (говорят, она ведет что-то на "Серебряном дожде"), но для автомобильного журнала этого явно недостаточно. Прочитав несколько ее колонок, я выяснил, что Даша любит глазированные сырки, имеет подругу на Кайене и любит красивую жизнь, о чем сообщает с частотой сорок раз за журнальную колонку. Вот только о машинах в ее статьях ничего не сказано. Даша пишет только про Дашу. Очень достойный вариант для лучшего автомобильного журнала в мире.


И это проблема номер ... (сбился со счету). Звезда — это человек претендующий на положение элиты. Но наша же элита, состряпанная на междусобойчках босов медийных корпораций, не вызывает ничего кроме неприязни. Общество нормальных людей отторгает такую элиту. Господа продюсеры, поймите, нам надоело смотреть на ваших медийных пуделей. Top Gear просто не достоин этого гламурного треша.


Оригинальный Top Gear силен не только картинкой и колким юмором. Это островок адекватности в море телевизионной рекламной патоки, которой телеканалы норовят замазать нам все щели, так, чтобы было не продохнуть, не разбирая пола, возраста и сексуальной ориентации. Грандиозный мировой успех английского Top Gear состоит еще и в том, что там говорят правду. Говорят непредвзято. Без закулисного ангажемента. Кларксон прославился своей неполиткоректностью. Но на самом деле, все, что он сделал, это однажды встал и сказал: господа, посмотрите, этот король голый! Вот и все. Но наши продюсеры упустили это из виду и пошли по проторенной дорожке, превратив рубрику "звезда в бюджетном авто", в рубрику "#:зда в бюджетном авто". Как и полагается нашему шоу-бизнесу. Не иначе как в ближайшей передаче нам следует ожидать в гости героев "Дом 2" и тогда картина станет полностью завершенной.


А Энди Уилман посмотрит на все это и скажет Кларксону: "Ядрен-батон! Русские превратили Top Gear в шоу для модниц-блондинок и домохозяек!" И запретит продавать сюда любые лицензии. Просто потому что наши теледеятели не поняли главного.


Top Gear — это передача, которую делают автофанаты для автофанатов. Что, в прочем, вовсе не означает, что все зрители Top Gear заходятся в экстазе от одного вида AMG CLK Black и роняют слюну каждый раз, когда Стиг проходит повороты со сносом всех четырех колес. Дело в том, что автомобиль — это мир, цивилизация, пространство со своей историей и жителями. Это целая куча самых разных философий производителей, и грань, на которой автомобиль как вид инженерного искусства соприкасается с миром реальности. Это же так просто. В то время как все остальные передачи рассказывают нам, что конкретно эта модель имеет четыре колеса, небольшой багажник и кондиционер, Top Gear отождествляет ее с музыкой AC/DC. То есть, с чем-то, что находится не в мире цифр и чертежей, а в мире эмоций. Вот почему это так интересно.


И еще, к сведению продюсеров русского Top Gear автомобиль Suzuki Liana не является британским. С этой точки зрения было вовсе не обязательно демонстрировать всем недостатки набившей оскомину Лады Калины. Хотя, если они все еще пьют чай из самовара, то стоит ли удивляться тому, как они разбираются в машинах?

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

даже комментировать лень реально ждите когда бухгалтер заморочки разрулить и выключите топ гир