среда, 4 февраля 2009 г.

Нах такое кино


Я понимаю, что по теме "Обитаемого острова" Бондарчука все уже давно отплевались. Но у меня не было времени запостить этот текст в момент выхода фильма. Поэтому делаю это, что называется постфактум. Что может быть не лишено смысла, потому что скоро нас накроет вторая волна "Острова". А еще фильм выйдет на DVD и многим снова придется крутить в руках коробочку с диском и отвечать на вопрос: покупать - не покупать?


Мой ответ - нет. На мой взгляд на этот фильм не нужно тратить деньги. Такие фильмы не нужно снимать. Их не должно быть. И если вы купите его хотя бы из любопытства, вы пошлете создателям фильма неправильный меседж: "Все ОК, фильм продается нормально". Этот фильм не должен продаваться. Этот фильм должен прогореть. И если вы не хотите через год тратить деньги на очередную бездарную поделку, лучше скачайте его в интернете. В любом другом случае это было бы невежливо. Но в случае с "Островом" хамить первыми начали создатели фильма, предложив нам купить такое. Мы что, по их мнению, совсем бараны?


Ну а теперь о самом фильме


Довольно долго я не мог ответить для себя на один вопрос: почему фильм делают сотни людей, а слава, бабло и красные дорожки достаются одному режиссеру?


"Обитаемый остров" расставил все точки. Такое "кино" получается как раз тогда, когда сотни человек ворочают тонны камней, строят города в натуральную величину, вырисовывают целые поля ветряков, оператор заходится в поисках нужного ракурса, но при всем этом, на площадке не хватает одного человека, который смог бы собрать весь титанический труд в одно целое.


Огромный бюджет, месяцы работы, лучшие актеры, каскадеры, постановщики трюков и специалисты по визуальным эффектам - по итогу, мы имеем уйму потраченной взрывчатки, кучу диковинных тряпок, толпу взмыленных актеров, третий размер, чувака из "Бумера" и смутное ощущение очередного кидалова.


Почему так?


Наверное потому, что для Федора Сергеевича - это всего лишь второй "полный метр" в качестве режиссера. После премьеры в отзывах почему-то очень часто вспоминали о Питере Джексоне и его "Кольцах", но помилуйте, люди, разыщите в сети один из первых джексоновских фильмов "Токсичный мститель" и вы очень быстро убедитесь, что это работы одного уровня. С той лишь разницей, что бюджет "Мстителя" был, наверное, долларов пятьсот, а тут порядка сорока миллионов. Ну и что? То, что Федору доверяют такие бюджеты в самом начале режиссерского пути лишь подтверждает объем возложенных на него надежд. Надо просто подождать. Джексона же мы дождались! Если только Бондарчук собирается стать Джексоном. Потому что крутым режиссером он уже стал. Не сняв ни одного внятного фильма.


А пока...


Только что по "России", например, прошел фильм о фильме "Обитаемый остров". Так вот, оператор-постановщик в своем интервью с гордостью сообщил, что на фильм было потрачено порядка ста сорока километров пленки. Из уст профессионала такие слова звучали немного странно, хотя бы потому, что тратить уйму пленки приходится тогда, когда ты понятия не имеешь, что и как ты должен снимать. Если не верите, обратитесь к своей домашней видеотеке: горы пленки, из которой даже при большом желании не сделаешь достойный фильм. Но то, что простительно и нормально для простого юзера с бюджетной Sony в руках, вовсе не делает чести профессионалам. Снимать много - вовсе не значит снимать хорошо.


Я не знаю, как снимал "Остров" Бондарчук, но из опыта личного общения знаю, как снимают фильмы заграничные режиссеры. С одним из них я делал интервью для профессионального журнала, в котором он достаточно точно рассказал, как проходит процесс съемки.


У фирмачей есть одно правило. На каждую сцену тратится не больше трех дублей. И это у них получается, от части потому что каждая сцена еще до съемки раскадрована и отрепетирована, и от части потому, что нормальный режиссер и нормальный оператор не выходят на площадку без точного понимания что и как они хотят снять. В противном случае, если строить сцену уже в кадре, процесс может запросто выйти из под контроля. И тогда "кина не будет". Именно поэтому в западное большое кино попадают только очень опытные профессионалы, люди, которые могут четко и быстро реализовать замысел режиссера. Это касается и актеров, и операторов.


Тут на память приходит еще один фильм о фильме, фильм о фильме Ридли Скотта "Гладиатор". В том фильме было показано как Ридли собственноручно отрисовывает ракадровку каждого плана. От начала и до конца фильма. Была ли такая раскадровка у "Острова"? Судя по тому что фильм получился каким-то буйно намешанным, вряд ли. Вряд ли Бондарчук имел хотя бы малейшее представление о том, что должно получиться в конце концов. Похоже, что даже хронометраж стал для режиссера сюрпризом: иначе почему "Остров" неожиданно поделился на две части? Приходите, посмотрите что мы успели смонтировать. Остальное еще не готово. За остальным - весной. Интересно? Очень. При том, что "Остров" это не дилогия вроде "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье" - в данном случае это просто два куска одного полотна, разорванные на том месте, до которого успели добраться к моменту обещанной премьеры. Интересно, что было бы, если Федор Сергеевич заказал себе костюм, но в назначенный срок получил только брюки, а за пиджаком ему посоветовали бы придти через полгодика? Наверное он устроил бы скандал. Потому что если человеку нужны просто брюки, он покупает брюки, если пиджак - пиджак, но если ему нужен костюм, то он покупает костюм. Нам же предлагают вместо костюма набор элегантно оформленных деталей: рукава, пуговицы и ширинка. А как же костюм? А для чего вам собственно воображение?


В фильме о фильме "Обитаемый остров" нам подробно рассказали, как геройски все задолбались на съемках. Как не было сил, как все находились на грани... Ну что ж, видимо такая стояла задача: одни говорят, пойдемте и снимем самый крутой фильм, другие - пошли, задолбаемся как следует.


Теперь, благодаря "Острову" и Бондарчуку мы все отчетливо понимаем, что без режиссера не бывает фильма. Но помимо этого фильму еще нужен и внятный сценарий. Исходя из этого положения, в следующий раз Федору Сергеевичу, наверное, стоило бы отказаться от работы со сценаристами, обладающими уровнем креативного мышления четырехлетнего ребенка.

- Пиф-паф! А чего ж он не умер-то?

- Ой, забыл сказать, его же не берут пули.

- Да? А чего ты еще забыл сказать?

- Да много чего, но это мы подрулим по ходу пьесы.


Простота хуже воровства. И такой простотой фильм забит под завязку. Сплошной постфактум, от которого уже в середине фильма сюжет превращается в сплошное вымарывание несостыковок. Наблюдать за такой "интригой", честно говоря, не самое интересное занятие.


Не прокатил и громкий социальный монолог этого фильма: хапуги, там, упыри, нахапали...


При определенном ракурсе все эти реплики можно было бы рассмотреть как вполне определенный выпад в сторону сами знаете кого, но и тут время сыграло с Федором Сергеевичем злую шутку. Пока он изводил километры пленки, времена изменились. На момент начала съемок все это могло выглядеть достаточно смелым шагом. Но сегодня, на момент выхода фильма, существующий в России политический режим не критикует только сам режим, все же остальные делают это по несколько раз за день, как правило, сразу же после утреннего стула, в обеденный перерыв, а иногда, прихватывая и часы вечернего досуга. И что?


Да ничего. Такое вот оно, наше современное кино. Впрочем, как и везде: они делают вид, что снимают для нас кино, при этом очень много и упорно работают, СМИ взахлеб расхваливают результат, а мы делаем вид, что это кино нам нравится и платим за него деньги. Вполне приличный получается товарооборот. И, умоляю, не нужно тут про искусство. Оно, искусство, никогда не было предметом массового товарооборота. Это ж и так понятно.


Но даже в качестве товара "Обитаемы остров" получился весьма простеньким и усредненным. Хотя и вложено в него было немеряно. Очень жаль. С такими ресурсами, энергией и первоисточником можно было бы снять очень хороший фильм.


Комментариев нет: